Гл. 10. Интеллигенция в поисках сопротивления
Чехов: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр» (Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. М., 19092, стр. 81).
Знаменитые поэты и писатели 30-ых гг. (Бабель, Пильняк, Эренбург, Пастернак, даже такой одиночка, как Мандельштам) все имели покровителя в высших сферах. Разговаривая за чаем или водкой, поэты (как, например, Маяковский и Чуковский, судя по воспоминаниям последнего) со знанием дела обсуждали власть имущих. Троцкий, Сталин, Каменев, Енукидзе и даже Ворошилов устраивали приёмы с чтением стихов и выступлениями оперных певиц; и, наконец, обычным занятием детей партийных функционеров были интеллигентные профессии. В 30-ых гг. интеллигенция становится привилегированной частью общества и пользуется льготами, приближающимися к льготам бюрократической и армейской верхушки.
Ахматова не раз говорила близким, что Фрейда она ненавидит. Среди великих русских писателей века больше всего о психоанализе писал, похоже,Набоков, называвший Фрейда «венским шарлатаном» и не ленившийся посвящать ему длинные фельетоны.
Эйзенштейн: «либидо – лебеда».
Независимо от гипотетического авторства Бахтина, «Фрейдизм» остаётся единственной серьёзной работой за полвека советского словоблудия по поводу психоанализа, начавшегося с к. 20-ых гг. Вполне естественно, что эта работа была источником и образцом для целого поколения людей, получавших деньги за «критику буржуазной философии». Наверно, Фрейд толковал бы философию диалога Бахтина как проявление русской амбивалентности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий