Как война меняет человека
Война страшна
не тем, что там отрывает руки и ноги. Война страшна тем, что там
отрывает душу. Я недавно перечитывал выдержки из публикаций Светланы
Алексиевич, которые цензура «завернула». Там была фраза: «Да где ж его
найти на войне, хорошего человека?». Война оказывает на общество тот
же эффект, что и публичная казнь − снимает все запреты. Раньше,
в мирной жизни, был уровень «нельзя», а потом – бабах! Оказывается,
можно убивать людей. И уровень «нельзя» падает, практически исчезает. Если
можно убивать людей, значит, можно все. С психикой, с твоим
мировоззрением это делает жуткие вещи, переворачивает шкалу ценностей
и весь мир с ног на голову.
Сначала мы все
думаем: «Я ж такой молодой и красивый, я центр вселенной.
Я единственный и неповторимый. Меня не убьют». Потом тебе
прилетает в бронежилет куском железа, и ты понимаешь, что
ни фига, ничего подобного: «Оказывается, я не центр вселенной,
а такой же кусок мяса, как и все. Оказывается, я так
же могу валяться на обочине обгорелым куском грудины». Ты это
понимаешь не мозгами, ты это чувствуешь своим мочевым пузырем. Меня
могут убить – ты начинаешь ощущать это на 100%. Это меняет тебя
полностью.
Снятие запретов – это
самое страшное, что происходит на войне. Но самая большая проблема,
это то, что будет после. Война проста тем, что есть чёрное и белое, «свои»
и «чужие». Причём круг «своих» сужается до тех людей, с которыми
общаешься лично. По-настоящему свои – это, по большому счёту,
только твой взвод. Соседний батальон – это уже наполовину свои. Когда
человек возвращается оттуда в мирную жизнь, он смотрит на людей,
и это уже на треть свои. Я, когда вернулся из Чечни
в Москву – да и не только я, все ветераны об этом
говорят – почувствовал, что возникает ненависть к мирным людям,
к гражданскому населению. Тебе хочется убивать, потому что «я там,
а вы-то здесь че»?Человек – это не разум, а химия.
Мы руководствуемся надпочечниками. Мы живем адреналином, эндорфином
и всеми гормонами, которые вырабатывает наш организм. Наши эмоции зависят от этого.
Война – это постоянное нахождение под страхом смерти, в напряжении,
в ожидании. Организм перестает вырабатывать те гормоны, которые
отвечают за положительные эмоции. У тебя уходит радость,
доброжелательность, любовь – все положительные чувства. При этом
гипертрофируется выделение таких гормонов, которые отвечают за ненависть,
за агрессию, за желание убивать. Перестраивается
не только твой мозг, перестраивается твой организм. Возвращаясь
в мирную жизнь, ты первые полгода банально не сможешь улыбаться
– у тебя нет тех гормонов, которые отвечают за радость. Мне
на восстановление потребовалось лет пять. Шаламов писал, что как уходят
чувства, так они и возвращаются. Умение любить возвращается последним.
Черное есть
только одно – это смерть. Причем не каждая. Если прилетело
в голову и ты умер сразу, ничего не почувствовав, это
не такая уж и плохая смерть. Плохая смерть – это когда тебе всё
оторвало, кишки вытащены, и ты лежишь, но всё понимаешь. Вот это
по-настоящему чёрное. А все остальное – белое. Ты живой – это белое,
тебя ранило – это тоже белое. Тебе повезло. Поэтому если черное это
только смерть, то если мы взяли пленного, какого-то непонятного
журналиста, считаем, что он диверсант, мы его избили, прикладом ему
сломали нос – это белое. «А чего такого, мы же его не убили».
Избиения и пытки на войне лежат в градации белого. Это
мировоззрение опять же переносится сюда, в мирную жизнь. Ехал
на машине, увидел, как неправильно припарковался какой-то придурок, вышел,
избил его, тебе дают пять лет. За что? Что я такого сделал? Я ж
его не убил. Или еще хуже, пелена с глаз спала, а под
ногами — уже труп. Со мной один раз чуть так не было. Погнался
за грабителем, который выхватил у девушки сумку. Вытащил нож. Слава
богу, он скинул сумку на ходу, и я остановился. А догнал
бы — убил. И даже не помнил бы как. Я был
в состоянии абсолютного аффекта. Это тоже надо лечить. Обязательно нужна
реабилитация, и это должна быть государственная программа. Это
та проблема, с которой Украина столкнется после войны. И об этом
надо задумываться сейчас.
Приведу два примера.
Первый — это Цхинвали, две тысячи восьмой год. Когда около дубовой рощи,
где грузинскую армию накрыла авиация, двое осетинских ополченцев
на обочине дороги жгли труп грузинского солдата. Обложили его ветками
и палками и жгли. Я спросил, зачем они это делают. Они сказали,
что не из ненависти или глумления, но просто август месяц, плюс
тридцать пять, воды в городе нет, трупы никто не закапывает
и может начаться эпидемия. Я пошел фотографировать. Они предупредили,
что у погибшего в разгрузке еще остались патроны, может постреливать.
Я кивнул. Отфотографировал. Потом мы стояли, курили. На обочине
в костре горело тело солдата. Время от времени ополченцы подкидывали
в огонь дрова.
И второй пример.
Россия. Лет пять назад. Пистехина Нина Александровна. Санитарный врач
из Липецка. Мать погибшего в Чечне Дмитрия Пистехина, офицера. Сгорел
от взрыва боеприпасов, когда пытался их потушить. Нине Александровне
за смерть сына полагалось жилье. В любом регионе на выбор.
Когда-то в истории России был еще такой период. Она выбрала Москву.
И — о чудо, это жилье ей дали. Однокомнатную квартиру.
В свежепостроенном доме Главкомата Внутренних войск. Я там был,
у меня там друзья живут. Отличный дом, шикарное место. Но потом
времена изменились. И решением суда эту московскую квартиру у неё под
каким-то предлогом отобрали. Она сначала переселилась в гараж. Потом жила
в подсобке у Льва Пономарева, в организации «За права человека».
Ночевала на столе. А когда с ней встречался я, она жила
на Курском вокзале. С двумя сумками документов. Иски, судебные
решения, ссылки на законы, запросы в прокуратуру, отписки, отписки,
отписки… Эта квартира стала её целью. Не как материальная
ценность — как компенсация за гибель сына. Как благодарность
от государства, за которое он погиб. И еще у неё была
банка из-под майонеза. Когда на достала эту банку, я как-то сразу
понял, что в ней окажется… Шерсть на затылке заранее полезла дыбом.
В общем, в ней, в этой банке она носила с собой останки
своего сына. Дмитрия Пистехина. Старшего лейтенанта. Она его так и не
захоронила, все хотела установить причину смерти — государство это она
ненавидела уже патологически и в официальную версию не верила.
Но «органический материал», как это называется в судебно-медицинских
документах, был сильно поврежден термически и для лабораторной работы был
уже не пригоден. Так она и жила. На Курском вокзале.
С двумя сумками документов. И банкой из-под майонеза. В которой
лежали кости её сына.
Вопросы из зала:
— Есть ли на
войне место женщинам журналистам?
Аркадій Бабченко: Женщине
на войне как журналисту легче, потому что это мужской мир и к ней
в любом случае будет больше внимания. Ей будет проще получить
какую-то информацию. Сложнее чисто в бытовом плане, потому что это опять
же мужской мир. Я может быть сексист, но считаю, что женщине
на войне не нужно быть, потому что хотелось бы, чтобы
те изменения, которые происходят в голове, женщин не касались.
Мы все видели, что война может сделать с человеческим телом.
Убьет — ну, убьет. А если в лицо рваным железом попадет? Если
лицо оторвет? Челюсть? Глаза выбьет? Ноги оторвет? Обгоришь? Мужик —
ладно. Но война когда-то все равно закончится. А женщине будет
тяжелее жить с такими ранениями.
— Имеет
ли журналист право брать в руки оружие?
Аркадій Бабченко:
Брать в руки оружие – это табу. Только если тебе угрожает непосредственная
опасность. Только для непосредственной защиты своей жизни. Журналист
на войне – как священник. Если едешь волонтером, то ты обычный
гражданин своей страны. Но если работаешь журналистом — то работаешь
журналистом. Разгружать «гуманитарку» – да, конечно, без проблем.
Но разгружать КАМАЗы с боеприпасами – уже нет. Твоя отстраненность –
это с одной стороны хорошо, а с другой – плохо. Твоя профессиональная
обязанность – разделить судьбу батальона, с которым ты находишься
там. Если тебе суждено погибнуть с этими людьми, значит, придётся
погибнуть. Оружие ты всё равно брать в руки не можешь. Но,
с другой стороны, отстраненность является частью твоей безопасности. При
попадании в плен это дает тебе возможность защищать себя своей
непричастностью.
— Где должна
проходить грань в военной журналистике?
Аркадій Бабченко:
Нельзя врать. Надо стараться быть объективным. Находясь на одной стороне,
ты попадаешь под мировоззрение одних людей. Находясь на другой – под
влияние иных. Журналистика – это в какой-то степени предательство.
Ты используешь этих людей. Нельзя участвовать в преступлениях. Нельзя
провоцировать и пропагандировать. Писать надо так, чтобы никого
не подставить. Журналистика – это не писать, что думаешь, это, прежде
всего, думать. Думай, о чём пишешь, потому что одно неосторожное слово
может стоить кому-то жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий