Добро пожаловать!

Рад приветствовать всех в моем живом журнале!
Уважаемые посетители и даже читатели! Друзья!
Хочу напомнить тем, кто знает, но подзабыл и сообщить всем тем, кто здесь совсем недавно, что я хочу пригласить всех вас к работе над второй книгой о Александре Башлачеве. Если у кого-то из вас возник интерес к этому - пишите мне на адрес fondab@yandex.ru Дело в том, что я все дальше и дальше ухожу от этой сферы моей деятельности и хоть она и остается одной из главных, но… Поэтому любые движения души от вас приветствую и буду рад, если кому-то смогу быть полезным. И еще: у меня есть необходимость передать все это в надежные руки….
Александр Голев

*****************************

пятница, 29 июля 2011 г.

Кровь на гитаре. А. Плетнев. Московская правда

Александр Башлачев занимает совершенно особое место в пантеоне героев русского рока.
Причин этому много. Его тексты совершенно не укладываются в легко усвояемые слоганы, как: "Вот новый поворот!", типичные для основной массы рокеров. По характеру поэтического творчества он стоит гораздо ближе к авторской песне и даже к поэтам Серебряного века, чем к року. Стихи Башлачева сложны для мгновенного схватывания смысла в условиях концерта, насыщены ассоциациями и метафоричны, для их восприятия необходим интеллектуальный "запас".
Его манера пения - это скорее экстатический, надрывный речитатив под минимальный гитарный аккомпанемент. Рок предполагает коллективное творчество и "электрическое" звучание, Башлачев же обходился акустической гитарой и иногда колокольчиками, "роковым" у него был только неистовый драйв.
Он не вписался ни в современную ему рок-тусовку, ни, к счастью, в музыкальный шоу-бизнес. Как отмечают критики, его творчество с трудом поддается какой-либо классификации и навешиванию ярлыков. Скорее это гордый и бескомпромиссный одиночка, уникальный русский поэт, создавший свой стиль, выбравший необычную форму декламации стихов. Башлачев всегда привлекал интерес думающей публики, после "квартирников", которых было множество, люди всегда уходили потрясенные, настолько сильное энергетическое влияние оказывали песенные композиции невысокого паренька, остро воспринимавшего все происходящее в мире. В чем же заключается феномен поющего поэта? На этот вопрос может дать ответ книга с подробными воспоминаниями об Александре Башлачеве, посвященными ему критическими статьями и, конечно же, его стихи. И такая книга сейчас появилась.
Спустя 23 года с момента трагической гибели Башлачева издательство "Лимбус Пресс" выпустило сборник "Знак кровоточия. Александр Башлачев глазами современников", составители А. Голев, А. Мурзич, К. Бельфор. Срок, с одной стороны, достаточный, чтобы оценить масштаб созданного Башлачевым, все его величие как поэта, а с другой стороны, свежи еще воспоминания его друзей, коллег по поэтическому цеху, сокурсников, всех, кто принимал участие в творческой судьбе Александра.
Сразу скажем, что по уровню философского преломления окружающей действительности и ее поэтического отражения никто из рок-поэтов за два десятилетия так и не приблизился к нему. Это обобщенная суть сборника, глубинный вывод из прочитанного.
А притягательность стихов Башлачева для наших современников можно объяснить так: он познавал и выражал суть вечных духовно-нравственных ценностей. В сборнике даже сказано: "Он дал ответы на самые проклятые вопросы!" Поэтому стихи "СашБаша" актуальны и сегодня, его наблюдения поражают точностью предвидения. Хорошо ведь подмечено?
Давай жевательной
резинкой
Залепим дыры наших ран.
Разбив любимые
пластинки,
Уткнемся в голубой экран.
Упоминание слова "кровь" в названии не только емкая поэтическая метафора ("Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия"), но и факт, связанный с особенностями концертной практики Башлачева. Он играл на гитаре настолько истово, что не замечал израненных подушечек пальцев, так что его нужно воспринимать еще и буквально. Башлачев принадлежал к редкому типу исполнителей, веривших в "подлинность" того, что они делают, он не играл на сцене, а искренне жил исполняемой песней.
Материалы сборника расположены в хронологической последовательности. Здесь и школьные годы в Череповце, воспоминания его матери, затем очень подробно освещена студенческая жизнь в Свердловске. Рассказаны даже нелицеприятные факты биографии, включая привычки, предпочтения, приводится его медицинский диагноз. Московский и ленинградский периоды даны в воспоминаниях значительных деятелей русского рока - критика Артемия Троицкого, музыкантов Сергея Рыженко, Святослава Задерия, Константина Кинчева, Бориса Гребенщикова, Дмитрия Ревякина, Олега Гаркуши, Юрия Наумова и многих других. Все они единодушны в своем мнении об уникальности дара Башлачева. Многие, говоря о Башлачеве, использовали для сравнения символ огня. Например, музыкант Александр Васильев сказал о нем: "Человек не просто поет, а сгорает при этом". И это знаменательно: короткая, но яркая вспышка таланта Башлачева озарила путь многим, кто пришел после него.
Рассказ о Башлачеве органично перетекает в обзор культурной ситуации, сложившейся в середине 1980-х годов, наглядно вырисовывается противоречивая духовная атмосфера общества времени начала перестройки. Причем авторы статей довольно откровенны по поводу своих коллег и властей предержащих, что само по себе представляет исторический интерес.
Творчество Башлачева совершенно не вписывалось в существовавшую тогда Систему, для радио и телевидения он был слишком "неформатен", а на самом деле слишком правдив и откровенен. Из всех СМИ только кинематограф сделал попытку запечатлеть Башлачева в период его творческой активности, но неудачно - сам поэт отказался от съемок. Творческое наследие поэта выглядит достаточно скромно: чуть больше полусотни песен, любительские аудиозаписи с "квартирников" и концертов, немного видео, но его вклад в отечественную культуру переоценить сложно. Показательно, что даже на таком небольшом по объему литературном материале защищено несколько диссертаций.
Практически в каждой статье авторы пытаются проанализировать причины, приведшие Башлачева к решению покончить жизнь самоубийством, их версии произошедшего практически совпадают.
Сборник не является референсным изданием в том смысле, что из него нельзя получить исчерпывающе полные сведения о биографии или истории написания и датировке песен. Но главное, что он делает, это восстанавливает из разрозненных "кусочков жизни" цельный образ хрупкого, ранимого человека, "у которого душа болела за всю вселенную".





Комментариев нет:

Отправить комментарий