письмо Леше Демину
Алексей, кого ты больше любишь - маму или
папу? ты скорее всего не ответишь на этот
вопрос, потому что что не знаешь, зачем я тебе его задал, не
правда ли? я сделаю попытку ответить тебе на этот
вопрос. Только по своему. Смотри: вот статья Дмитрия
Панова для второго издания " Знака
кровоточия".
ЖИТЬ В ТРИ ПОГИБЕЛИ
Чтобы туже вязать,
Нужно чувствовать близость
развязки…
Башлачева я услышал лет в 12, когда каким-то
образом ко мне попали 3 пластинки “Таганского концерта”. На тот момент я
неплохо знал “первый эшелон” русского рока, то есть Кино, Наутилус, Аквариум,
Алису и ДДТ, и, конечно, вовсю постигал и разучивал англоязычную классику – от
Beatles и далее по тексту.
Не могу сказать, что Башлачев сразу вошел в меня
той самой сердечной занозой (что случилось года 2-3 спустя), но состояние шока,
внутреннего неудобства, непонимания, что же это такое и зачем, я ношу в себе и
по сей день. Помню, что практически сразу начал петь “Грибоедовский Вальс”.
Кстати, одно из самых глубоких произведений поэта.
И сейчас, несмотря на некоторую уже “моду” на
СашБаша, на большое количество культурологическ их
изысков и реверансов в сторону личности и гения этого человека, я не могу дать
внятного определения этому явлению русской культуры.
Конечно, он не был бардом (в советском тоскливом
понимании этого жанра); скорее даже он был бардом кельской средневековой
традиции – ну, или русской скоморошеской. Не был он и рок-н-ролльщиком в
плоскости рок-клубовской трактовки жанра. Конечно, он был частью этой поляны,
самой серединой своего художественного ствола, где корни – это классическая
русская поэзия вплоть до Высоцкого и западная блюзовая традиция, а крона – как
раз то, в чем он на несколько уровней перерос всех своих современников, та
самая башлачевская запредельщина, от которой мурашки и оторопь по душе… На
выходе получался удивительный, странный, редкий сплав, аналогов которому не
было и нет.
Однозначно для меня, что Башлачев, в первую
очередь, был Большим Поэтом, а та форма, в которую он облекал стихи, в которой
он выдавал их в мир – это лишь контекст, “структура момента”, максимально
адекватный для конкретного времени язык.
Мне не хочется умничать и пытаться протолкнуть
какую-то свою, “уникальную” точку зрения, свой угол понимания СашБаша. Попробую
лишь набросать несколько простых мыслей, штрихов – как низкий поклон тому, кто
по-настоящему спровоцировал меня самовыражаться на русском языке.
Башлачев для меня – один из самых “русских”
поэтов. Ни Пушкин, ни Есенин, ни любимые серебряновековцы не погружались так
глубоко в топь дремучей русскости, как это делал СашБаш. Знаю по себе: иногда
при прослушивании его песен сердце пытается в какой-то момент блокировать ту
обнажёнку, подноготину, в которую он опускает. Потому что страшно. Потому что
“редкая наша сила сердечная” да “дурь наша злая заповедная” испокон веков
уживаются в одной человеческой душе; потому что душа “вся в царапинах да в
бубенцах”, потому что “дьявол с Богом борются, а поле битвы – сердца людей”.
Правда, у Башлачева, на мой взгляд, этот момент прорисован и глубже, и
детальнее, и трагичнее, чем даже у Достоевского, так как подключается
удивительное чувство языка. Метафоричность, иносказательност ь, слова-перевёртыш и,
которые, на первый взгляд, гримасничают и паясничают, но тут же понимаешь – так
бьёт еще сильнее, доходчивее: “ведь святых на Руси только знай – выноси, в этом
высшая мера – скоси-схорони”.
Из самого любимого – конечно, 2
четверостишия-за клинания из “Вечного Поста”:
Как искали искры в сыром бору.
Как писали вилами на Роду.
Пусть пребудет всякому по нутру.
Да воздастся каждому по стыду.
Но не слепишь крест, если клином клин.
Если месть – как место на звон мечом.
Если все вершины на свой аршин,
Если в том, что есть, видишь, что почем.
И, конечно, “Ванюша” – самое пронзительная
Русская поэма в литературе, где Душа-Ванюша раскидывает руки над обрывом – “то
ли для объятия, то ли для распятия”, “кровью бродит, умом петляет”, вся вон
“выходит” – и всё-таки опять гуляет в чистом, снежном поле.
Удивительно глубоко погрузился
Башлачев и в тему “предназначения поэта и поэзии”, как это, помнится,
обзывалось в школьных учебниках литературы. В принципе, достаточно одной песни
“На Жизнь Поэтов” – там всё сказано: “поэты в миру оставляют великое имя,
затем, что у всех на уме - у них на языке”; “всё трудней быть иконой в размере
оклада”; “в быту тяжелы. Но однако легки на поминках. Вот тогда и поймем, что
цветы им, конечно, к лицу”. Плюс постоянный возврат к “семи кругам беспокойного
лада” – страшным дантевским аллюзиям. И, как результат – жизнь “в три
погибели”.
Башлачев – при всём богатстве
художественной формы – всегда предельно конкретен: “я мечу сор новых песен из
старой избы, отбивая поклоны, мне хочется встать на дыбы”; “ведь совсем
неважно, от чего помрешь, ведь куда важнее, для чего родился…”.
Он не оставляет недосказанности, не оставляет
воздуха: “я увидел тебя, Россия. А теперь посмотри, где я.”.
Ну, и конечно, Любовь. Любка.
Которая, хоть и “горлом идёт”, но является единственным вневременным чувством,
способным удержать на плаву и спасти:
Любовь – режиссер с изумлённым
лицом,
Снимающий фильмы с печальным
концом,
А нам всё равно так хотелось
смотреть на экран…
И простая, до костей пробирающая
заповедь в форме вопроса: “да как же любить их – таких неумытых, до бытом
пробитых, да потом пропитых“ и ответа: “тут дело простое – нет тех, кто не
стоит любви”.
На мой взгляд, Башлачев – поэт
надсоциальный, и, соответственно, вневременный. И хотя, особенно в ранний
период творчества, он сделал несколько социально-бытовы х и даже политических зарисовок (“Галактическая Комедия”,
“Слет-Симпозиум” ), я воспринимаю это, с одной
стороны, как “набивание руки” и оттачивание формы, а с другой – как дань своему
предшественнику В.С. Высоцкому, с которым он немного побыл в одной поэтической
плоскости – и полетел дальше, уже своим исключительным путем.
История, как известно, не терпит
сослагательных наклонений. Я не берусь судить, что было бы, если б у Башлачева
всё сложилось иначе. Если бы не 27, а гораздо больше.
Мне думается, это всё-таки не вариант
Гребенщикова или Фрэнка Заппы, или того же Высоцкого, которые, несмотря ни на
что, с некоторой периодичностью выдавали/выдают художественный продукт, а
местами – и просто гениальные акты искусства. Я могу ошибаться, но ощущение
таково, что у СашБаша просто в какой-то момент перекрылся этот канал от
Бесконечного и Абсолютного к адаптированному земному. Он в совершенстве владел
Словом, художественной формой, но был он и проводником, медиатором той самой не
выразимой словами энергии. И божественной, и люциферианской. И как при этом еще
раньше не порвалась в клочья душа – загадка…
И наступила пустота. А с такими состояниями надо
уметь работать. Выживать, когда не идёт. Ждать… Но это всё – слова. На деле –
невыносимее и кромешней: “быть – не быть? В чем вопрос, если быть не могло
по-другому!”.
Ну, и самое личное и важное.
Конечно, без СашБаша не было бы и меня в той форме, в какой я пишу, думаю,
выпускаю всё это в мир. Он задал некую высочайшую, идеальную планку, опускаться
ниже которой – попросту западло. И приблизиться очень сложно, но заведомо
писать никак – мне кажется это странным и непонятным.
В последние годы Башлачева я почти
не слушаю. Во-первых, всё уже и так навсегда и прочно внутри, во-вторых –
тяжело, в-третьих – с пол-оборота начинает склонять к затяжным питейным
подвигам. Но то, что он в последнее время хоть как-то “интегрирован” в
современную русскую культуру – это, конечно, правильно. Хотя и не хотелось бы
ни в коем случае дешёвых массовых истерий, как это происходит с Цоем или
Высоцким. Впрочем, наверное, этого и не будет.
В своих стихах и песнях я часто
внутренне обращаюсь к СашБашу; это происходит бессознательно, как некая
необходимость. И совсем недавно, в 2012-м году, написалась песня “Странные
Дни”. С одной стороны, это отсыл к Башлачеву, c другой – к Моррисону, которого Саша
очень любил.
Эти странные дни –
Проходящие тени.
Эти странные дни
Моросящих сомнений.
Стопудовая ночь
На текущие крыши.
И забыться невмочь,
И не склеены лыжи.
А под белым крылом –
Лишь пустая посуда.
То петлял кувырком,
То цеплялся за чудо,
То себя прожигал,
То собою давился,
То опять забывал,
Отчего не забылся?..
Эти странные дни –
Каждой паре – по твари.
Смеха в пепел плесни –
Зашипит серпентарий,
Загудит тишина
Брод забродит болотом.
И поганка-Луна
Полночь вымочит потом.
А теперь у меня к тебе вопрос:
в чем разница между восприятием творчества Башлачева
двух его последователей, учеников - Панова
и Демина?
Брод забродит болотом.
И поганка-Луна
Полночь вымочит потом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий